Воскресенье, 19.05.2024, 05:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Слайдшоу
Облако тегов
Форма входа

Новости образовани
Фраза дня
Полезные кнопки
Методсовет Сайт Продленка
Календарь
Время
Block title
Осталось...
Даты
Онлайн-радио
Сейчас на сайте
Жизнь сайта
Раскрутка сайта
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
Поиск

Слово учителя

Главная » 2014 » Октябрь » 25 » Ориентация школьников на ценности семьи
20:37
Ориентация школьников на ценности семьи

ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

ПЛАН

1. Семья как малая социальная группа.

2. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.

3. Контакт с ребенком как необходимое условие семейного воспитания.

4. Нравственные основы семьи. Семейный долг.

5. Семейные традиции и их роль в формировании личности ребенка.

Семья - это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям.

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Успешность решения этих задач напрямую зависит от стиля семейного воспитания.

Психолог Грэйс Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Лишь в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Как видим из вышесказанного, самым оптимальным стилем воспитания в семье является авторитетный стиль, который предполагает установление тесного контакта между ребенком и родителями, ибо контакт с ребенком, устанавливаемый в процессе общения с ним,  – это необходимое условие воспитания.

Родителям следует усвоить несколько постулатов, которые обеспечат успех в установлении контакта с ребенком.

Запомните, что, если:

- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

- ребёнка высмеивают,  он становится замкнутым;

- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

- ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

- ребёнок живёт в понимании, он учится находить любовь в этом мире.

Для  того  чтобы  ребёнок  желал общаться  с  родителями, необходимо помнить, что основой его желания являются 6 принципов общения родителей с детьми:

1. Принятие ребёнка таким, каков он есть.

2. Любовь, в которой, по мнению психологов, ребёнок нуждается, не зависимо от возраста.

3. Признание, которое формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье и в котором особенно ребёнок нуждается в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание.

4. Формирование у ребенка привычки быть ответственным.

5. Авторитет родителей.

6. Принцип доступности. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы  отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком.

Общеизвестно, что настоящая семья – это крепкая семья, основанная на принципах морали и нравственности, семья, ориентированная на непреходящие ценности, главной из которых является любовь. А любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно.

Ничто так не укрепляет семью, как семейные традиции. Семейные традиции — принятые в семье нормы, манера поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Традиции семьи позволяют обустроить повседневный быт, выстроить взаимоотношения в семье,  сохранить память о своих родных и близких.

Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

В каждой семье существуют свои традиции.

Хорошая традиция, например, — семейный совет, на котором принимаются важные решения, касающиеся каждого члена семьи. Голос подростка всегда учитывается и может стать решающим, что, конечно, положительно скажется на его самооценке. Семейный совет может принимать форму ежевечернего чаепития, во время которого анализируется прошедший день, обсуждаются планы на ближайшее будущее.

 Полезной традицией может быть переписка с родственниками и друзьями. Она воспитывает уважительное отношение к ним и служит средством сплочения.

В некоторых семьях принято устраивать семейные воскресные обеды, когда приготовляются традиционные блюда. А другие регулярно ездят на машине по старинным городам, выезжают на природу, чтобы фотографировать пейзажи, посещают памятные места. Важно, что это всё создает тёплую атмосферу уюта, стабильности и взаимной поддержки.

Семейной традицией могут стать еженедельные прогулки в лес, первый снеговик зимой, празднование прихода весны, изготовление скворечника для птиц. Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, её предков, которую можно оформлять в фотографиях.

К сожалению, уходит в прошлое традиция семейного чтения. А ведь чтение художественной литературы открывает огромные возможности для интеллектуального совершенствования и развития творческих способностей ребенка, его нравственного и эстетического формирования, привития ему эмоциональной культуры, что является задачами семейного воспитания.

Разговор об ориентации школьников на семейные ценности закончу притчей о жизни, о ее главных ценностях.

Однажды профессор философии перед лекцией зашел в аудиторию и разложил на столе несколько различных вещей. Когда началось занятие, он молча взял большую пустую стеклянную банку и заполнил ее большими камнями. Затем спросил: "Банка полная?" "Да!" - согласились студенты.

Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал ее в эту же банку. Затем слегка поболтал банку и галька, конечно же, заполнила мелкие щели между камнями. Профессор опять спросил студентов: "Банка полная?" Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда, профессор достал коробку песка и высыпал ее содержимое в банку. Естественно, песок заполнил все остальное пространство.

"Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи: ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, а остались бы только они, то ваша жизнь была бы все еще полна.

Галька - другие вещи, которые имеют значение, подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни.

Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же самое происходит и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими для вашего счастья.

Заботьтесь сначала о камнях - это то, что действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.

Просмотров: 6456 | Добавил: fedichkina2012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]